На главную страницу
БАГДАД

БАГДАД — столица Республики Ирак, государства в Юго-Западной Азии. Город расположен на берегах реки Тигр.

Багдад был основан в 762 г. халифом Мансуром из семьи Аббаса — дяди основателя ислама пророка Мухаммеда. Город официально был назван Мадинат ас-салям (Город мира или Город благоденствия), но за ним сохранилось также название Багдад (по-персидски — «данный богом») по существовавшему здесь ранее местечку. Багдад был столицей халифата Аббасидов (Багдадского халифата). Благодаря выгодному экономико-географическому положению город быстро вырос в крупный центр Арабского Востока. При пятом правителе из династии Аббасидов, Гаруне ар-Рашиде (786—809), халифат был в зените славы и могущества, а его столица Багдад стала мировым центром ремесел, торговли и искусств, местом, куда прибывали посланцы Европы, Африки, Индии и Китая.

С распадом Багдадского халифата культурная и экономическая жизнь Багдада постепенно стала увядать. В середине XIII в. город был захвачен ордами монгольского хана Хулагу, разграблен и почти до основания разрушен. После монгольского нашествия Багдад несколько раз переходил от одних завоевателей к другим. С XVII в. и до 1917 г. Багдад находился под властью турецких султанов. Во время Первой мировой войны в 1917 г. Багдад был оккупирован английскими войсками. В 1921 г. он был провозглашен столицей созданного Великобританией Королевства Ирак! В 1958 г. в Багдаде совершилась антифеодальная и антимонархическая революция. В Ираке была провозглашена республика. Багдад стал ее столицей. В нем находятся резиденция президента республики и правительство.

Река Тигр делит город на две части: правобережную Кяхр и левобережную — Расафа. 9 мостов сооружено через Тигр. Центром современного Багдада является площадь Ат-Тахрир — освобождения, находящаяся на левом берегу Тигра. Здесь расположены главные правительственные учреждения, банки, компании. На площади Ат-Тахрир стоит памятник революции 14 июля — красочное панно-рельеф, выполненное из камня и бронзы: на золотистом фоне темно-коричневые барельефы, символизирующие борьбу народов Ирака. За Ат-Тахриром возвышаются сооруженные из светлого камня ворота Парка нации. Барельеф «Свобода» над входом в парк также посвящен июльской революции 1958 г. В центре парка скульптура — фигура женщины в развевающейся абае (верхней одежде), олицетворяющая иракский народ, стремящийся к свободе.

На центральную площадь выходят четыре главные магистрали — улицы Эль-Джумхурия, Гаруна ар-Рашида, Саадун и набережная Абу Нувас. На улице Эль-Джумхурия находятся многие государственные учреждения. Улица Гаруна ар-Рашида названа так в честь героя известных сказок «Тысячи и одной ночи». Это главная торговая улица столицы. Здесь расположены многочисленные магазины, кафе, отели. Характерная особенность домов на этой улице — балконы шанашиль, заменяющие окна второго этажа. Обычно они изготавливаются из деревянных решеток и выдаются на один-полтора метра от стены дома. Такая конструкция балконов позволяет мусульманским женщинам следить за жизнью улицы, не выдавая своего присутствия. Балконы поддерживаются колоннами и загораживают прохожих от палящих лучей солнца.

Улица Саадун с новыми современными жилыми зданиями, изысканными виллами, шикарными ресторанами, культурными центрами и фешенебельными отелями заканчивается площадью, на которой сооружен памятник Неизвестному солдату в виде каменной арки, облицованной майоликовой плиткой голубовато-стального цвета, в глубине ее горит Вечный огонь. Набережная Абу Нувас, названная в честь знаменитого средневекового арабского поэта, протянулась на несколько километров. Ее украшают высотные здания гостиниц, государственных учреждений, различных компаний.

Сравнительно новый квартал — Каррадат Мариам на правом берегу Тигра. Здесь возвышается президентский дворец, здание Национального собрания, крупнейший концертный зал ал-Хульд, ряд иностранных посольств.

В городе на каждом шагу кафе и чайные, часто прямо под открытым небом на лужайке в тени пальм. За столами сидят мужчины, играют в домино, нарды, курят булькающий кальян, пьют кофе, чай или просто смотрят на улицу, перебирая четки. Это — арабские кофейни. Кофейни — мужские заведения, женщины в них не заходят.

В Багдаде несколько крытых рынков, но самый старый и известный — Сук ас-сарай, расположенный в старом квартале города на левом берегу Тигра. Сук ас-сарай состоит из нескольких рядов, представляющих обувщиков, продавцов тканей, торговцев местными коврами, готовым платьем и т. д. Самое колоритное место в Сук ас-сарае — ряд медников и жестянщиков. Здесь изготавливаются и продаются кувшины для воды, кофейники с длинным носиком и другие изделия. Поблизости находится комплекс зданий, представляющих собой двухэтажные дома восточного типа, сооруженные еще во времена турецкого владычества и называемые турецким словом «сарай», т. е. «дворец». В них располагаются правительственные учреждения. Здесь расположены и такие великолепные памятники старины, как караван-сарай Хан-Марджан, мечеть Марджан и медресе ал-Мустансырия.

В Багдаде много прекрасных архитектурных памятников. На берегу Тигра стоит Аббасидский дворец, построенный в XIII в., превращенный ныне в музей. Как и большинство сооружений того периода, все помещения Аббасидского дворца выходят в большой прямоугольный внутренний двор. Во дворе стоит огромный гранитный фонтан.

Центральный и боковые фасады дворца — двухэтажные. Нижний составляют галереи, на столбы которых опирается внешняя стена второго этажа с глубокими нишами, образованными стрельчатыми арками. В нескольких комнатах Аббасидского дворца находится выставка макетов архитектурных памятников первых веков ислама. Особый интерес вызывают арабские надписи из медресе, исполненные с изысканным изяществом.

Рядом с Аббасидским дворцом расположен другой интересный памятник архитектуры XIII в. — медресе ал-Мустансырия. Стены школы образуют внутренний широкий прямоугольный двор. В каждой из стен есть большие, во всю высоту здания, ниши — айваны. В школе насчитывается не менее ста залов и комнат различных размеров. Это было одно из известных учебных заведений мусульманского Востока.

Самый древний из памятников эпохи Аббасидов — ворота крепостных стен Баб ал-Вастани в восточной части Багдада, в районе Шейх Омар. Они имеют вид башни с бойницами. Внутри башни выставлен макет оборонительных стен Багдада.

Выдающееся архитектурное сооружение Багдада — Золотая мечеть, находящаяся в северо-западной части города. Купола и минареты мечети позолочены. Потолок покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал. Стены с пола до потолка выложены цветными изразцами. Высокая стена, окружающая прямоугольный двор святыни, выложена белыми плитами, а семь различной величины входов со стрельчатым верхом — изразцами с красивым растительным орнаментом и стихами из Корана. Само здание богато декорировано.

Немусульманам запрещено входить в Золотую мечеть. Полюбоваться ее внешним видом можно с крыши одного из окружающих мечеть домов.

Остальные багдадские мечети построены в XIX—XX вв. Самой красивой считается мечеть Хайдар-хана, расположенная на улице Гаруна ар-Рашида. Одна из последних построенных мечетей — мечеть 14 Июля возведена в честь революции 1958 г. на улице Саадун.

В числе наиболее известных памятников в Багдаде — памятники основателю города халифу Абу Джаафару Мансуру, вавилонскому царю Хаммурапи и скульптурные композиции из бронзы на темы сказок «Тысячи и одной ночи» — литературного памятника арабского средневековья.

Багдад — крупный научный и культурный центр страны. В нем работают три университета,

Академия наук, Национальный театр, библиотеки. Иракский национальный музей в Багдаде — один из лучших в мире музеев, экспонирующих собрание археологических находок, обнаруженных в бассейне Тигра и Евфрата. Многие его экспонаты уникальны. Экспозиция музея построена по хронологическому принципу, памятники распределены по шести разделам: период первобытнообщинного строя, шумерийский, вавилонский, ахеменидский, сасанидский, исламский.

Интересны шумерские амулеты IV тысячелетия до н. э. и копия черной стены с клинописным текстом законов Хаммурапи. Подлинник стены находится в парижском Лувре. Перед зданием музея высится копия ворот богини Иштар в Вавилоне.

Музей исламской культуры и Музей арабских памятников посвящены арабскому периоду. К числу знаменитых музейных комплексов относится Самарра — своего рода «аббасидский Версаль», бывшая резиденция багдадских халифов.

Национальный музей современного искусства экспонирует живопись, керамику, скульптуру.

В окрестностях столицы сохраняются развалины Вавилона. По преданию, у места слияния Тигра и Евфрата находился райский сад, из которого Бог изгнал Адама и Еву.

вверх

Hosted by uCoz