На главную страницу
ПАРИЖ

ПАРИЖ — столица Французской Республики, государства на западе Европы.

Париж возник в I в. до н. э. на острове Ситэ, где ныне расположена его древнейшая часть. В период знаменитых галльских походов римляне построили здесь крепость Лютецию. Свое название город получил от галльского племени паризиев, населявших эти места еще до новой эры. Город рос вокруг своего древнего ядра — острова Ситэ. Городские кварталы раскинулись в долине Сены, на холмах Монмартр, Валерьен. Переплетенная мостами Сена с ее великолепными тенистыми набережными и холмы делают город необычайно живописным. Река разделяет город на две почти равные части. Берега Сены в районе Большого Парижа соединяют 60 мостов. С набережной видны острова Сен-Луи и Ситэ с собором Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери) — архитектурным памятником ранней готики. Он был заложен в 1163 г. и строился почти двести лет. Некогда его 90-метровая колокольня была высочайшей в городе, а тысячепудовый колокол и сегодня «говорит» в дни национальных праздников.

В дни торжественных служб собор вмещает почти 10 тыс. человек. В соборе несколько органов, сопровождающих мессу. С башен собора, с высоты 68 м, открывается чудесный вид на Париж и его центр.

Аркольский мост выводит от собора Парижской Богоматери на площадь Ратуши. В свое время она называлась Гревская и служила местом казни государственных преступников; в центре ее стоял эшафот, наводивший ужас на парижан. Далее в западном направлении по улице Риволи или набережной Сены находится Лувр — прославленный музей искусств. Его экспозиционная площадь достигает почти 200 тыс. м2. В залах Лувра около 8 тыс. произведений живописи и скульптуры различных стран и времен. Лувр включает семь основных отделов, именуемых музеями: музей египетских древностей; Греции и Рима; музей восточных древностей; музей скульптуры средних веков и Возрождения; музей живописи; музей декоративного искусства. Широко известны такие шедевры, хранящиеся здесь, как Ника Самофракийская, прославленная Венера Милосская. В нем находятся мраморные статуи «Рабов» Микеланджело, скульптурные произведения Донателло, Бенвенуто Челлини и других итальянских ваятелей. В Лувре экспонируются великие творения художников, вошедшие в мировую историю искусства, в числе которых «Джоконда» Леонардо да Винчи, уникальные полотна Рафаэля и Тициана, Боттичелли, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Дюрера, Ван Дейка; богатейшая коллекция французской живописи XVII—XIX вв.: Пуссен, Давид, Делакруа, Курбе и др.

На площади Карусель находится Триумфальная арка, увековечившая победы Наполеона в 1805-1806 гг.

За аркой начинается сад Тюильри. Основная его часть сохранила первоначальную планировку XVII в. В саду представлена мраморная скульптура XVII-XVIII вв.

За высокой ажурной решеткой, ограждающей сад с запада, главная площадь французской столицы — площадь Согласия. Она была создана в 1753—1775 гг. (архитектор Ж. А. Габриель) в честь Людовика XV. В центре площади возвышалась конная статуя Людовика XV, низвергнутая в 1792 г., а площадь стала называться площадью Согласия. В 1836 г. на месте королевской статуи архитектор Ж. Леба установил Египетский обелиск высотой почти в 23 м, привезенный из Луксора, из дворца египетского фараона Рамсеса II. Обелиску более тридцати веков. По обе стороны обелиска два фонтана со скульптурными аллегориями морей и рек. Замыкают площадь по окружности восемь статуй, олицетворяющих важнейшие французские города: Марсель, Лион, Нант, Руан, Бордо, Брест, Лилль и Страсбург.

С площади Согласия начинаются Елисейские Поля — одна из главных магистралей Парижа. Елисейские Поля признаны самой красивой улицей мира. Это два утопающих в зелени платанов и каштанов широких бульвара.

Примерно в четырехстах метрах от площади Согласия, за деревьями, располагается Елисейский дворец — резиденция президента Французской Республики. У входа во дворец несут службу гвардейцы, одетые в форму наполеоновского времени.

Еще через триста с лишним метров парковая зона Елисейских Полей кончается и начинается вторая, более длинная часть, застроенная жилыми зданиями с типичными для Парижа высокими мансардами. В первых этажах за огромными зеркальными витринами — дорогие магазины, рестораны, кафе, кинотеатры. Тротуары, вдоль которых растут знаменитые парижские каштаны, заполнены оживленной толпой. Елисейские Поля — место, где можно с удовольствием пройтись в любое время суток. Но особенно эффектна панорама Елисейских Полей от площади Этуаль. По вечерам над проспектом загорается множество огней — белых, голубых, розовых, желтых, что придает этой магистрали особую праздничность, отличая ее от других проспектов Парижа.

Площадь Этуаль производит впечатление не только благодаря огромным размерам Триумфальной арки, стоящей в центре, но и потому, что отходящие от нее лучами двенадцать улиц открывают во всех направлениях далекие перспективы. Триумфальная арка высотой почти 50 м была возведена в память Аустерлицкой битвы. Под ее сводами находится могила Неизвестного солдата и горит Вечный огонь. В период 1982—1986 гг. на «Королевской оси» с Триумфальной аркой сооружена Большая арка — монументальные ворота, памятник президенту Миттерану. Размеры арки впечатляют: высота ПО м, ширина 106 м. С крыши Большой арки открывается великолепный вид на Дефанс — район Парижа, застроенный ультрасовременными высотными зданиями.

Улица Фош от площади Шарля де Голля ведет к Булонскому лесу, одному из излюбленных мест прогулок и развлечений парижан. Этот чудесный парк занимает почти 900 га, в нем аллеи для прогулок и для верховой езды, озера, пруды с островками, ручьи, водяные каскады, большой ипподром, зоологический сад, рестораны и различные павильоны. Вблизи парка расположены аристократические жилые кварталы.

На правом берегу Сены находится дворец Шайо. Своим названием он обязан старому средневековому замку. От Триумфальной арки к нему ведет улица Клебер, направленная строго перпендикулярно Елисейским Полям. В восточном крыле дворца расположен подземный театр на 3000 зрителей; сцена его находится под Сеной. В противоположном крыле размещен Музей человека и мировой цивилизации, объединяющий замечательные этнографические и антропологические коллекции, где зритель может познакомиться с искусством и материальной культурой народов всех частей света с древнейших времен до наших дней.

В непосредственной близости от Лувра находятся два интересных комплекса — Пале Рояль и Вандомская площадь. Пале Рояль построен в 1620-х г. для кардинала Ришелье и подарен им королевской семье, что и определило его название (Королевский дворец). Теперь в нем министерство культуры. Поблизости от дворца возвышается здание прославленного французского театра Комеди Франсез.

Вандомская площадь — одна из красивейших площадей Парижа, замечательный образец французского градостроительного искусства XVII в. Она была сооружена во времена царствования Людовика XIV на месте снесенного дворца герцога Вандомского, отсюда ее название. Колонна Славы высотой 43 м, стоящая посередине площади, воздвигнута в 1806—1810 гг. архитектором Жаком Лепером в честь побед, одержанных наполеоновской армией в 1805 г. — подобно знаменитой колонне Траяна в Риме. Она отлита из пушек, захваченных Наполеоном при Аустерлице. Колонна как бы обвита по спирали лентой длиной 273 м с барельефами, изображающими военные действия французской армии, и увенчана статуей Наполеона.

Поблизости от Вандомской площади, на Королевской улице, стоит многоколонная церковь Мадлен, которая очень напоминает античный храм. Внутри церковь отделана с большой роскошью, она является самой «великосветской» церковью Парижа. На ступенях ее восточного портала располагается живописный рынок цветов.

От церкви Мадлен в северо-восточном направлении до площади Бастилии простираются Большие Бульвары. Отдельные участки этой улицы имеют названия: бульвар Мадлен, Капуцинов, Итальянский, Монмартр, Пуассоньер, Бон Нувель, Сен-Дени и Сен-Мартен, подводящие к площади Республики. От площади Республики линия бульваров (бульвары Тампль и Бомарше) уходит к югу, выводя на площадь Бастилии.

Большие Бульвары занимают в жизни города важное место. Это традиционное место гуляний. Здесь расположено огромное количество магазинов, ресторанов, баров. Особенно много кафе, почти в каждом доме их по одному-два, перед каждым — ряды столиков, за которыми сидят под цветными тентами и зонтами посетители. Большие Бульвары не столь фешенебельны, как Елисейские Поля, но зато превосходят главную столичную магистраль разнообразием публики и особым, свойственным только парижским бульварам повышенным темпом уличной жизни. Недаром считается, что Большие Бульвары — это лицо Парижа.

На бульваре Капуцинов привлекает внимание здание Парижского оперного театра — «Гранд Опера». Оно является одним из самых крупных театральных зданий в мире. Зрительный зал, выдержанный в пурпурно-золотой гамме, рассчитан на 2200 мест. Он роскошно оформлен лепным убранством. Необычайно богато отделана парадная лестница и главное фойе. На сцене театра выступали первоклассные певцы и танцоры. Сцена здесь колоссальна, а сценическое хозяйство сложно и технически совершенно. Ряд технических помещений расположен в пяти подземных этажах. В самом нижнем этаже находится крупнейшее в мире хранилище граммофонных пластинок с уникальными записями.

Бульвар Сен-Мартен выводит на площадь Республики. Она имеет удлиненную прямоугольную форму. Посередине ее бронзовая статуя Республики, установленная в 1883 г. Отсюда в юго-восточном направлении расходятся несколько улиц: улица Республики, ведущая к известному кладбищу Пер-Лашез, бульвар Вольтера, заканчивающийся на площади Нации, и бульвар Тампль, который ведет к площади Бастилии.

Площадь Бастилии напоминает о революционном прошлом французской столицы. Когда-то на этом месте возвышалась крепость, построенная еще в 70-х г. XIV в. при короле Карле V и служившая тюрьмой. Бастилия являлась местом заточения таких знаменитых узников, как «Железная маска», Вольтер, Мирабо... 14 июля 1789 г. восставший народ Парижа взял приступом страшную тюрьму, в которой видел символ деспотизма. После падения Бастилия была срыта до основания. 14 июля стало для французов днем национального праздника. В 1831 — 1840 гг. на площади была воздвигнута Июльская колонна высотой 47 м в память павших в революцию 1830 г. Имена их выгравированы на колонне. Вершина увенчана позолоченной фигурой крылатого гения Свободы работы скульптора Дюмона. В ансамбль площади входит суперсовременное здание Новой Оперы, открытой в 1989 г.

От площади Бастилии в восточную сторону ведет улица Фобур Сент-Антуан, вливающаяся в большую площадь Нации. Как и от площади Шарля де Голля, от нее в разные стороны отходят улицы, из которых самая большая и широкая — авеню Кур де Венсен. Эта улица протянулась в восточном направлении к Венсенскому лесу, второму по величине парку Парижа после Булонского. Его территория около 900 га, из которых около трети занимают луга и обширные поляны. Здесь живописные лиственные рощи, извилистые аллеи и дорожки, озера с небольшими островами. Венсен — излюбленное место отдыха жителей восточных и северных районов города.

В правобережной части Парижа известны площади Вогезов и Побед. Площадь Вогезов, созданная в начале XVII в. и называвшаяся первоначально Королевской, была одной из лучших центральных площадей Парижа, средоточием светской жизни. В разное время здесь жили кардинал Ришелье и великий драматург Корнель, писатели Мольер, Т. Готье, В. Гюго. В доме, где жил Гюго, помещается музей его имени. В настоящее время эта тихая площадь с большим сквером и фонтанами по углам становится одним из популярных мест города.

Левый берег Сены — это район парижской интеллигенции и студенческой молодежи. Здесь находятся многочисленные высшие учебные заведения, научные учреждения, группирующиеся около Парижского университета — Сорбонны, высшие Политехническая, Нормальная и Медицинская школы, лицеи, колледжи, Академия художеств и Академия наук. Вся эта часть города сохранила старинное название Латинского квартала. Главные магистрали здесь — бульвары Сен-Мишель и Сен-Жермен.

Парижский университет обязан своим именем Роберу де Сорбонну, духовнику Людовика IX, основавшему в 1253 г. коллеж для изучения теологии. Вскоре после основания коллеж занял ведущее положение среди всех остальных учебных заведений, затем стал теологическим факультетом Парижского университета, дав ему имя своего основателя. В церкви университета находится гробница кардинала Ришелье, бывшего директором Сорбонны.

Рядом с Сорбонной, на пересечении бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен, находится отель Клюни с музеем того же названия. Отель Клюни был резиденцией многих высокопоставленных особ. В XVII в. в нем жили послы папы римского, в том числе кардинал Мазарини — будущий некоронованный правитель Франции. В настоящее время в Музее Клюни сосредоточены богатейшие коллекции прикладного искусства. В нем хранятся драгоценные ювелирные изделия, такие как золотой складень из Базельского собора (XI в.), лиможские эмали, произведения из слоновой кости, замечательные образцы керамики, витражей и деревянной резьбы. Редким богатством и разнообразием отличаются коллекции костюмов и мебели. Особую ценность представляет собрание тканей и ковров, к числу которых принадлежат знаменитые серии тканых шпалер «История св. Стефана», «Дама с единорогом» и др.

Улица Суффло ведет к Пантеону. Пантеон — усыпальница великих людей Франции и один из знаменитейших архитектурных памятников столицы — расположен на возвышенности левого берега Сены. Раньше это была церковь св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа. Во время Великой французской революции в 1791 г. храм Женевьевы был превращен в Пантеон, о чем свидетельствует надпись на фронтоне: «Великим людям — благодарная родина». В склепах под полом погребены философы Ж. Ж. Руссо, Вольтер, математик Лагранж, архитектор Суффло, писатели В. Гюго, Э. Золя, выдающийся физик и участник Сопротивления П. Ланжевен.

В Пантеоне много произведений монументальной живописи и скульптуры, в том числе фрески цикла «Жизнь святой Женевьевы», исполненные художником Пюви де Шаванном.

Перед Пантеоном протянулось здание библиотеки Женевьевы. Помимо книг на разных языках, в библиотеке хранится огромное собрание древних манускриптов и первопечатных книг — инкунабул.

Отсюда недалеко до Люксембургского дворца, построенного в свое время для Марии Медичи. В настоящее время во дворце находится сенат — верхняя палата французского парламента. В дворцовом саду площадью около 25 га стоит известный фонтан Медичи, обрамленный скульптурными группами.

На левом берегу Сены, на набережной, расположены рядом две академии: Академия наук — так называемый Французский институт и Академия художеств, или Школа изящных искусств.

Западнее, на набережной Орсэ, находится здание палаты депутатов. А метров через двести пятьдесят открывается каменная громада Дома инвалидов. Собор Дома инвалидов по праву считается архитектурным шедевром и стоит в ряду самых значительных купольных сооружений мира, таких как собор св. Петра в Риме, храм Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Его высота достигает 105 м. В XIX в. собор Дома инвалидов превращен в усыпальницу Наполеона. В центре собора — гробница Наполеона Бонапарта. Величественный саркофаг длиной 4 м, шириной 2 м и высотой 4,5 м весит 200 т. Он высечен из одного куска красного порфира, именно этот камень употреблялся для императорских надгробий в античном Риме. Красный порфир был подарен Франции в 1846 г. Россией. Саркофаг окружают двенадцать гигантских скульптур работы Прадье, носящих название «Победы». Они олицетворяют военные победы, одержанные Наполеоном. Со стен свисают знамена, захваченные Наполеоном на полях сражений. В соборе хранятся некоторые личные вещи Наполеона, в том числе треугольная шляпа, шпаги.

Рядом Марсово поле. В глубине его видно здание Военной школы (ныне Военной академии), в числе воспитанников которой был Наполеон. Марсово поле было создано как военный плац для учений и парадов воспитанников Военной школы. Со второй половины прошлого века оно служит традиционным местом международных выставок.

Для всемирной выставки 1889 г. инженером А Г. Эйфелем была выстроена башня. Башня должна была служить примером достижений инженерной техники того времени. Высота башни — 300 м, и до 1931 г., когда в Нью-Йорке был возведен небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг, она оставалась самым высоким сооружением в мире. В настоящее время башня используется для радио- и телепередач, а кроме того, для метеорологических наблюдений и как туристический объект. На различных ее уровнях устроены рестораны, почтовые отделения и смотровые площадки, куда туристов поднимают пять мощных подъемников.

Неподалеку от Марсова поля, на площади Фонтенуа, находится не менее известное здание ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), построенное в 1955—1957гг. Авторы проекта Б. Зерфусс (Франция), А. Нерви (Италия) и М. Брайер (США). Дворец ЮНЕСКО представляет собой ансамбль из трех зданий: секретариата, зала пленарных заседаний и корпуса постоянных представительств, развернутых друг к другу под углом 120 градусов и образующих таким образом трилистник. К ним непосредственно примыкает специально спланированный японский сад.

В Париже есть место, без которого невозможно представить себе артистическую жизнь этого города. Это большой холм — Монмартр, который поднимается на высоту 129 м над Сеной в северной части Парижа. На его вершине возведена церковь Святого Сердца — Сакре-Кер. С давних пор Монмартр стал прибежищем парижских художников. Подъем на Монмартр начинается сразу же за линией Внешних бульваров. На холм можно взойти пешком или подняться на фуникулере, автомобиле, автобусе. С видовой площадки открывается красивая панорама города.

Узкая улочка холма сплошь застроена магазинчиками, в которых торгуют сувенирами, открытками, литографиями, этюдами. Улица приводит на площадку размером 50 х 50 м. Здесь собираются со своими мольбертами художники. В домах, окружающих площадь, живописные старинные кафе, бары. Здесь жили и творили многие знаменитые художники: Ван Гог, Пикассо, Коро, Леже и др. В кабаре Монмартра возникло столь близкое сердцам французов искусство — шансон. Здесь сохранилась атмосфера старого Парижа, его улочек и домов, его каштанов и бистро, его веселых, свободолюбивых, остроумных и романтических жителей. И сегодня тут работают художники, готовые сделать по заказу портреты и продать свои этюды с видами Монмартра. Здесь всегда много туристов.

С Монмартра можно спуститься к кольцу Внешних бульваров на площадь Пигаль и соседний с ней бульвар Клиши. Это средоточие театриков, кабаре, казино, ночных кабачков Парижа, среди которых известный «Мулен Руж». Над ними — море огней всех цветов. Смешанная, пестрая толпа — парижане, приезжие, туристы, те, кто ищет веселья, развлечений. Здесь очень оживленно.

Монпарнас так же, как и Монмартр, всегда считался местом, где наряду с художниками селились писатели, поэты, философы. Его центр — пересечение бульваров Распай и Монпарнас; на этом перекрестке находятся знаменитые кафе Монпарнаса: «Дом», «Ротонда», «Купель». Его посетителями в разное время были Модильяни, Матисс, Дерен, Утрилло, Пикассо. А на месте старого вокзала Монпарнас воздвигнута стеклянная 52-этажная «Башня Монпарнас» высотой 210 м — самое высокое здание Западной Европы.

В границах Большого Парижа находится прославленный Версаль. Он вырос из охотничьего замка Людовика XIII и строился и перестраивался во времена Людовика XIV. Архитектурный комплекс состоит из дворца, длина фасада которого 576,2 м, и расположенного по обе стороны от него парка. Версаль — самый знаменитый в мире дворцовый ансамбль.

Дворец Версаля грандиозен. Его стены облицованы светлым известняком и украшены колоннами. Внутренние помещения отличаются роскошью и изысканностью. В отделке парадных залов и Зеркальной галереи с залами Войны и Мира применены цветной мрамор, монументальная живопись, скульптура, позолота. Дворец создавали лучшие архитекторы, живописцы и скульпторы. С 1837 г. Версальский дворец является музеем.

Парк в Версале — один из самых крупных в Европе. Композиция его симметрична. Перед фасадом дворца находятся два огромных водоема с бронзовыми скульптурами. Центральная аллея ведет к широкому зеленому газону в обрамлении крон вековых деревьев. В глубине его — бассейн с фигурой Аполлона в колеснице. Далее — крестообразный Большой канал. В правой его части комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов, окруженных садами. Помимо этого в парке много водоемов, фонтанов, в частности, большой фонтан Нептуна. Особенно красив парк, когда бьют многочисленные фонтаны, освещаемые прожекторами.

В Париже около 60 музеев, почти все в центре города, в районе Сены. Один из самых известных музеев мира — музей Дорсэ, расположенный напротив сада Тюильри. В нем представлена прекрасная коллекция импрессионистов: Мане, Дега, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Моне, Писарро, Сезанна, Ван Гога, Гогена и других прославленных мастеров.

Национальный музей современного искусства расположен в Центре Помпиду, в квартале Бобур. Центр Помпиду очень необычен: вся система коммуникаций выведена наружу — белые, голубые, зеленые и желтые трубы опоясывают все здание. Центр Помпиду— культурный центр, в котором искусства изобразительные соседствуют с музыкальным, театральным, кино- и книгохранилищем. Произведения искусства XX в. лучше всего смотрятся именно в современных экспозиционных условиях. Здесь представлены Матисс, Марке, Боннар, Утрилло, Брак, Пикассо, Делонэ, Кандинский, Л еже, произведения абстракционизма, поп-арта и других течений современного искусства.

В районе Елисейских Полей находятся два похожих здания — Гран-пале и Пти-пале (Большой дворец и Малый дворец). В Гран-пале организуются временные выставки. В Пти-пале расположен городской Музей изящных искусств. Его коллекция пополняется за счет пожертвований частных лиц. Хорошо представлены в Пти-пале французская живопись и скульптура XIX в.

Во Дворце Токио находится Музей художественного эксперимента, который располагает хорошей коллекцией живописи постимпрессионистов. На площади Иены находится Национальный музей восточных культур — Музей Гимэ. Индия, Вьетнам, Индонезия, Тибет, Афганистан, Япония, Китай представлены здесь сотнями скульптур, древних миниатюр, памятников прикладного искусства.

На улице Варенн (на левом берегу Сены) разместился Музей Родена. В его саду и залах демонстрируются произведения мастера: скульптурная композиция «Врата ада», навеянная «Божественной комедией» Данте, «Граждане Кале», памятники В. Гюго, О. Бальзаку и другие работы.

Музей Виктора Гюго находится на площади Вогезов. В нем хранятся уникальные документы, книги, рисунки, фотографии. Здесь у Гюго бывали в гостях Беранже, Дюма, Делакруа и другие знаменитые современники.

Театры Парижа очень разнообразны. Помимо Гранд Опера и Комеди Франсез, основанной еще великим Мольером, наиболее значительны Опера комик, Национальный народный театр. Театр Одеон является филиалом «Комеди Франсез»; это второй парижский театр классического репертуара. Расположен он на площади Одеон, близ Люксембургского дворца. Театры бульваров, в их числе самый известный Жимназ на бульваре Бонн Нувель, ставят современные комедии. Интересны театры Елисейских Полей.

Париж — центр мировой моды и торговли. В Париже — впервые в мире — был создан большой универсальный магазин — «Бон марше», расположенный на левом берегу Сены между Домом инвалидов и Люксембургским садом. Есть и другие крупные магазины — «Прентан» на бульваре Османа, «Самаритен» — на набережной Сены близ Лувра, «Лафайет» — на одноименной улице. Обычные магазины располагаются в первых этажах жилых домов, их очень много. Витрины оформлены с большим вкусом, и прогулки по магазинам и вдоль их витрин доставляют, кроме всего прочего, огромное эстетическое наслаждение.

И еще одна достопримечательность — Евро-Диснейленд. Он открыт в 1992 г. и находится в 32 км от Парижа.

Таков Париж, поистине «праздник, который всегда с тобой», по словам влюбленного в него Э. Хемингуэя.

Эйфелева башня

Сокре Кер

Бульвары Парижа

Собор Парижской Богоматери

Центр искусств Жоржа Помпиду

Пирамида Лувра

вверх

Hosted by uCoz